Что не принято в зарубежных бизнес-школах, или список "Нельзя" для российского студента.

Популярное



Что не принято в зарубежных бизнес-школах, или список "Нельзя" для российского студента.

Школы МВА за рубежом не так давно распахнули свои двери для россиян. Поэтому неудивительно, что с некоторыми тонкостями обучения в них мы оказываемся не знакомы.

Студенты, приступающие к программе МВА, обычно имеют за плечами солидный стаж обучения в школах, институтах, университетах и на курсах повышения квалификации. Неудивительно, что со временем оформление курсовых работ занимает все меньше и меньше времени, а экзамены уже не кажутся непреодолимым препятствием. Однако даже самый обширный опыт, полученный в российских учебных заведениях, не дает полного представления о системе подготовки, принятой за рубежом, и особенностях прохождения МВА. Какие же сюрпризы могут поджидать законных обладателей дипломов в зарубежных бизнес-школах?

Рефераты: скачать или нет?

Не секрет, что на просторах нашей страны широко распространено скачивание курсовиков из Интернета с последующей художественной обработкой и сдачей от своего имени. Специализированные сайты изобилуют рефератами практически на любую тему, и торговля ими давно уже стала одним из видов молодежного бизнеса.

И если наши преподаватели смотрят на это сквозь пальцы, то их западные коллеги настроены куда более решительно. Они очень серьезно относятся к авторским правам, и обвинение в плагиате может оставить несмываемое пятно на репутации замеченного в этом студента. Понятие «плагиат» применяют не только к полностью заимствованным работам, но и к любым цитатам без указания источника.

Техническая оснащенность преподавателей программными средствами по определению плагиата позволяет им найти первоисточник, даже если он был видоизменен (слегка перефразирован или дополнен). Перемена мест слов в предложении на результат не влияет. Умная программа не только покажет ссылку на оригинал, но и подсчитает процент заимствованного материала. Если эта цифра составит 20%, у студента потребуют объяснений.

Конечно, при копировании и последующем переводе с русского языка отследить первоисточник невозможно, но перевод займет немало времени, да и темы заданий для слушателей МВА найти в Рунете не очень-то легко, тем более что действительно хорошие работы основаны на актуальной первичной информации, а не на реферате пятилетней давности.

Еще более строго караются попытки использования шпаргалок. Пойманному за списывание студенту вне зависимости от его успеваемости грозит провал курса. За попытку завести разговор с соседом пострадают оба слушателя, поэтому просить о помощи практически бесполезно — слишком велик риск.

Разумеется, использование мобильных телефонов во время экзамена строго запрещено. Кроме того, настоятельно рекомендуют выключать их на время лекции, потому что многоголосные трели мешают как студентам, так и преподавателям.

Поступающим на заметку.
А что же можно?

Наряду со всевозможными запретами и ограничениями в школах МВА существуют также порядки, способные сделать жизнь студента более приятной, например:

  • на занятия и некоторые экзамены разрешается проносить напитки и шоколадки;
  • спорить с профессорами можно, это даже поощряется;
  • преподаватели не устанавливают минимальный объем работ, обычно только максимальный;
  • оформление заданий вольное, требования носят рекомендательный характер;
  • проверять наличие конспектов никто не будет, это личное дело студента;
  • критика преподавателями воспринимается конструктивно, в курс и методику занятий они вносят изменения.

Бизнес делится знаниями и опытом

Недавно в Высшей школе экономики прошла конференция Youth microfinance conference, проводимая Международной организацией студентов и молодых специалистов AIESEC.

Конференция, организованная Марией Басченко, Еленой Заднепранец и Антоном Бароновым, была ориентирована на студентов старших курсов и выпускников экономических вузов, желающих ознакомиться с работой микрофинансовой организации/кредитного отдела (SME) банка, заинтересованных в возможностях профессионального роста в данном направлении. Помимо этого целью конференции было представление микрофинансирования в качестве одного из инструментов развития молодежного предпринимательства.

Главная особенность всех конференций AIESEC заключена в возможности пообщаться с представителями бизнеса, с практиками. Так, на конфе¬ренцию Youth microfinance conference были приглашены: исполнительный директор Российского микрофинансового центра Борис Ткаченко, представитель Bank Adviser и Российского фонда поддержки малого и среднего бизнеса при Европейском банке реконструкции и развития Татьяна Майвальд, член правления Германского фонда поддержки малого предпринимательства Александр Барневитц. Также о своей организационной структуре и особенностях деятельности рассказали менеджеры Международного московского банка, Росбанка. А компания ERNST&Young представила программу обучения в Академии бизнеса для получения сертификата Chartered Financial Analyst.

В оценочных формах, которые заполняют участники по окончании конференции, была отмечена открытость спикеров, насыщенное и интересное выступление каждого из них, актуальность темы микрофинансирования и желание участвовать в последующих мероприятиях, проводимых AIESEC.

Точность - вежливость королей

Программа МВА ставит своей целью не только вооружить участников знаниями о бизнесе, но и выработать различные навыки, необходимые в деловом мире.

Один из таких навыков — умение четко в срок сдавать проекты. Дедлайны устанавливаются преподавателями с точностью до минуты, и за опоздание студент получает штрафные баллы. Таким образом, из-за пары не сделанных вовремя домашних работ слушателю могут заметно снизить итоговую оценку. Причем некоторые преподаватели принципиально не принимают просроченные рефераты, тогда как другие относятся к этому с пониманием.

Отсутствие студента на занятии также не останется незамеченным. При наличии уважительной причины лучше заранее договориться с преподавателем, а при возникновении неотложных обстоятельств — предупредить звонком (письмом, SMS) до начала занятия. К личным обстоятельствам отнесутся с уважением, но установленным порядкам необходимо следовать.

Пунктуальность подчеркивается многими профессорами как неотъемлемая черта успешного студента, будущего преуспевающего бизнесмена. Никто не закроет двери на замок после начала занятия и не вызовет родителей в школу. Однако профессор позволит себе ехидно пошутить и не преминет снизить оценку. Такое наказание бьет по самолюбию и отлично стимулирует амбициозных слушателей МВА.

Один за всех и все за одного

Еще один весьма полезный навык, приобретаемый на программе МВA, — умение работать в команде. Многие задания и проекты поручают группам из трехпяти студентов. Переложить самую сложную часть работы на плечи других не получится — в следующий раз место лентяя займет другой человек. То же самое верно и в отношении пропуска встреч, неактивного участия в дискуссии или слишком агрессивного поведения.

Бывает, что участники группы никак не могут прийти к согласию по какому-либо вопросу и учебный спор перерастает в настоящий конфликт. Обращаться в таком случае к преподавателю — не самая лучшая идея. Важная характеристика хорошего менеджера — способность идти на компромисс и не опускаться в споре до выяснения отношений. Необходимо научиться самостоятельно разрешать конфликты и продолжать совместную работу невзирая на личную неприязнь.

Кстати, еще один важный инструмент из набора личных качеств — это улыбка. Привычка иностранцев постоянно улыбаться кажется многим неестественной. Но даже на такую улыбку все равно хочется ответить. Не требуется много времени, чтобы привыкнуть к доброжелательности (пускай и несколько показной) и вежливому обращению. В любом случае это всегда приятнее угрюмых лиц и грубости.

Современные бизнес-школы по праву гордятся тем, что предоставляют всем равные условия для обучения вне зависимости от пола и национальной принадлежности. Само собой разумеется, что никакие высказывания и враждебные действия в отношении представителей других народов недопустимы.

Равенство условий подразумевает также одинаковые критерии оценки. На практике это означает, что для провалившихся студентов не существует индивидуальных пересдач и дополнительных работ для улучшения оценки. Если преподаватель дает одному из слушателей возможность поднять балл, он обязан предоставить точно такие же условия и всем остальным.

Такие понятия, как «взятки» и «покупка экзамена», в лексиконе дорожащих своей репутацией школ МВA просто отсутствуют. Не получится и сдать экзамен без глубокого знания материала, полагаясь лишь на умение красиво говорить. Большинство заданий и экзаменов — письменные, часто в виде тестов, и за каждый верный ответ студенту начисляют строго определенное количество баллов. Но даже отличные знания без умения себя преподнести не принесут высшей оценки. Многочисленные презентации позволяют оценить ораторское искусство слушателей и умение отвечать на последующие вопросы.

Конечно, на первый взгляд все принятые в бизнес-школах правила могут показаться строгими или непривычными, но адаптироваться к ним совершенно не сложно, тем более что они одинаковы для всех.

Мария Назарова, журнал «Обучение & карьера в России и за рубежом», #5,2007.